22 января 2023 года в Доме причта храма Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках г. Москвы состоялась первая встреча, посвященная творчеству художника Архипа Ивановича Куинджи, которую провел культуролог и искусствовед Александр Архангельский.

В начале беседы кратко коснулись биографии  и этапы становления художника. Затем участники беседы узнали о параллелях между творчеством Архипа Куинджи и античной культурой, древнерусской живописью, лубочным фольклором. Через раскрытие языка  символизма явно проявились скрытые библейские мотивы. Перед слушателями выстроилась целая философская система, воплотившаяся в пейзажах художника, через которую происходит переосмысление образов  природы в живописи. 

О первом этапе творчества Куинджи в своей автобиографии «Далекое близко» так писал художник  Илья Репин, с которым достаточно близко общался художник: «Вот его первая небольшая картинка. Идет дождик - обложной, хронический. По глиняному раскисшему косогору ползет тележонка, едва вытаскиваемая клячонкой. Какой-то наймит возница слез с тележки и босыми ногами чвякает по глиняным, стекающим вниз ручьям и лужам, формуя в грязи свои подошвы, пятки и пальцы рядом с колеями от колес... Вправо - черешни за плетнем, по-осеннему, без листьев.... Вот другая картина, о которой так много писали. Выжженная желтая степь, ровная, тянется в одну линию; разве только будяк где-нибудь нарушит ее горизонтальность да орел в небе мелькнет точкой на необъятном горизонте. И так поэтична эта золотистая равнина, так надолго втягивает зрителя, что не хочется ему оторваться от этой фатальной жизни земли, самой по себе. Ничего картинного в привычном смысле нет, - глазу остановиться не на чем. И никогда никому из художников до Куинджи не могла прийти в голову такая неблагодарная тема для картины. Никакой картины тут не было, а была живая правда, которая с глубокой поэзией ложилась в душу зрителя и не забывалась. И после этой правды жизни земли зритель уже не мог остановиться ни на каких красиво скомпонованных картинах пейзажей - изысканных красот природы. Все казалось избитым до пошлости. Зритель уже бредил степью Куинджи целую неделю и более...Куинджи никоим образом нельзя было упрекнуть в однообразии. Вот опять серая и самая скучная картина приазовской степи - "Чумацкий тракт". Растворился чернозем "по ступицу", волы едва вытаскивают тяжелый воз с солью своим мерным, тягучим шагом. Моросит. И по всей извивающейся по необъятному простору дороге, полной густой грязи, тянутся нагруженные солью фуры одна за другой... И опять та же бесконечная, беспросветная правда степи. Шесть недель шел чумак за тяжелыми возами своих товарищей-волов. Пропитав дегтем суровый холст своей домодельной рубахи (от нечисти), он и сам был цветом близок к своей мазнице, висевшей под телегой. Чернозем так впитался в морщины и поры его лица, что весь он, кажется, прорисован чернилами какого-то архаического рисовальщика». В этот творческий  период картины Куинджи  как бы говорят о том, что жизнь течет не зависимо от человека, который не может в ней ничего изменить.  

Ко второй половине 1870-х годов Куинджи стал использовать в своем творчестве доступные в тот период физические и химические исследования , которые позволяли выражать красоту природы через  живописные эффекты   путем использования закономерностей взаимодействия света и цвет. И на это конечно же повлияло близкое знакомство и многолетняя дружба художника с ученым-химиком Дмитрием Ивановичем Менделеевым. 

Уже совсем иными по настроению стали   пейзажи «Степь вечером» и «Степь в цвету»" с которых как бы начинается новый творческий этап художника. В них Куинджи как  бы  утверждал   красоту природы, живительную силу солнечного тепла и света.  Особо используя свет, в 1876 году художник пишет и картину «Ночь на Украине»

Открытием в живописи стала картина «На острове Валааме» - первая работа Куинджи, которую приобрел в свою коллекцию Павел Третьяков.   Изображённый на картине каменистый берег потряс тем, как Куинджи удалось реалистично написать камни, виднеющиеся сквозь прозрачную воду, на сколько ему удалось открыть в живописи отражение глубины .  

Продолжение рассказа о творчестве великого мастера света и о его учениках  состоится 29 января в 18.00 в Доме причта храма Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках по адресу: ул. Кржижановского 22В, стр.2.